Перейти к содержимому

Романтика или суровые трудовые будни?

Еще немного о менеджерах, продающих сырье, и технологах-пищевиках

Являясь по долгу службы в течение многих лет одной из инстанций, проводящих собеседование с соискателями на должность менеджера по продажам сырья для пищевой промышленности в компаниях соответствующего профиля, я столкнулся с любопытной закономерностью. Ежегодно, примерно в период с апреля по июль, резко возрастал поток упомянутых соискателей в части, представлявшей собой новоиспеченных технологов-пищевиков – выпускников (вернее, выпускниц) профильного питерского ВУЗа. Естественно, что первый вопрос, задававшийся мной на собеседованиях после просмотра резюме очередного претендента на должность, касался причин желания резко сменить профессию, едва успев ее получить. Ответ, который мне довелось прослушать, наверное, десятки раз, всегда оказывался практически стандартным.

“С детства я любила готовить, и у меня это хорошо получалось. Поэтому, к моменту окончания школы у меня почти не оставалось сомнений в выборе профессии. Я мечтала о том, как буду придумывать технологии производства новых вкусных продуктов, следить, чтобы на огромном пищевом комбинате, где я буду работать, эти продукты производились всегда правильно и оставались качественными. А потом я с радость и гордостью буду находить плоды своего труда в магазинах. Мне это казалось даже каким-то романтичным! Но после второго курса я пришла на летнюю практику на молочный завод ИКС и неожиданно увидела живую (!!!) кошку, пробегавшую, не стесняясь, мимо емкости, в которой сквашивался творог. Это уже не было романтичным. А вскоре я поняла, что для того, чтобы заниматься тем творчеством, о котором я мечтала, нужно дослужиться (если повезет) до уровня примерно главного технолога. И для этого при хорошем раскладе поработать пару десятков лет аппаратчиком, или рядовым лаборантом, изо дня в день выполняющим скучный набор из пяти стандартных анализов, или мастером ночной смены… В результате, учась на четвертом курсе, я уже твердо знала, технолог – это не мое, ведь ничего интересного и романтичного в этой профессии нет, а чтобы иметь шанс хоть чего-то добиться, нужно очень долго ждать. А, с другой стороны, имея знания о пищевом производстве и используемом в нем сырье, я легко смогу стать хорошим менеджером по продажам такого сырья, причем долго утруждать себя обучением и ожиданием не придется, ведь менеджер по продажам – это, по существу, не профессия, а так, смесь небольшого набора быстро приобретаемых навыков с искусством. Одним словом, - романтика!” Занавес!

Казалось бы, все это звучит наивно и смешно до предела, но ведь, повторюсь, я слышал это не раз, не два, и даже не десяток раз! И далеко не все авторы подобного текста производили общее впечатление недалеких людей. Тем не менее, по мере того, как я начинал рассказывать барышням о том, что менеджер по продажам - вполне себе профессия, что помимо имеющихся у них знаний лишь из одной сферы, для того, чтобы стать успешным менеджером, им придется еще очень многому научиться и многое узнать, и что все это будет не быстро и потребует серьезных усилий, как правило, лица соискательниц медленно, но верно начинал покрывать налет глубокой скуки, и, выдавив из себя не без труда прощальную улыбку, они уходили, чтобы никогда больше не вернуться (справедливости ради – была небольшая доля таких, кто поверил мне на слово, прошел непростой путь и стал очень неплохим менеджером по продажам). Размышляя над причинами подобного странного явления, я пришел к выводу, что в его основе лежат два главных фактора. Первый – витающее в воздухе мнение о том, что менеджер по продажам – не профессия и т.п. (не буду повторяться, мы это уже обсуждали в предыдущих заметках). Второй – нежелание тех, кто занимался условной профориентацией абитуриентов на этапах перед поступлением в ВУЗ соответствующего профиля и в процессе поступления, раскрывать им глаза на специфику и нюансы будущей профессии, дабы всеми правдами и неправдами не уменьшить их численность. Понятно, что с развитием пищевой отрасли страны действие второго из факторов уходит в прошлое, но инерция еще ощутима.

И, наконец, возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок этих заметок. Чего больше в профессиях менеджера по продажам и технолога-пищевика – “романтики”, пользуясь терминологией описанных мной соискательниц, или ежедневного кропотливого и непростого труда? Думаю, ответ банален – и тот, и другой род деятельности - это, как и в подавляющем числе других профессий, качественное образование и долгий и упорный труд, приводящий к успешности в этой самой профессии. А вот когда успешность оказывается достигнутой, да еще и финансово достойно оцененной, тогда и начинается романтика… Но это уже совсем другая история.

Добавить комментарий