Из-за обилия информации вокруг нас порой сложно сосредоточиться на чём-то одном. В повседневном разговоре мы привыкли пропускать мимо ушей большую часть разговора. К сожалению, эта привычка переносится и в деловую сферу. Представляем классификацию слушателей, где Вы можете узнать себя и своего собеседника.

1. «Вечно занят». При разговоре всегда куда-то спешит, беспокойно оглядывается, пытается сделать несколько дел одновременно.
Если это Вы: возьмите себя в руки, отложите дела и сосредоточьтесь на том, что Вам говорят. Когда по привычке хочется оглядеться в поисках того, что ещё нужно сделать, заставьте себя смотреть собеседнику в правый глаз или на переносицу.
Если это Ваш собеседник: быстро спросите, сможет ли он уделить Вам пару минут внимания. Начинайте сообщение с главного, говорите кратко — люди категории «вечно занят» очень быстро переключают внимание.
2. «Глубоко в себе». Человек сидит рядом, а думает о чём-то своём. Одухотворённое лицо, совершенно не соответствующее теме беседы. Его мысли далеки от происходящего разговора.
Если это Вы: заставьте себя задавать вопросы по ходу рассказа собеседника — это поможет держать руку на пульсе.
Если это Ваш собеседник: сделайте тоже самое наоборот: задавайте вопросы ему, следите за реакцией, если нужно, повторите информацию. В этом случае также стоит говорить кратко и по делу.
3. «Давай быстрее». Такие персонажи всегда готовы поболтать. Перебивают, высказывают кучу собственных идей и мыслей, заканчивают предложение за собеседником.
Если это Вы: каждый раз, когда перебили, извиняйтесь. Если же для Вас беседа кажется чрезвычайно интересной благодаря предоставляемым Вами фактам, а лицо собеседника выглядит скорее недовольным, значит, Вы его-таки перебили — и извинитесь. Рано или поздно придёт осознание, что лучше слушать, чем перебивать.
Если это Ваш собеседник: замолкайте на полу-слове и дайте ему высказать всё, что он думает по данному вопросу. Затем терпеливо начинайте: «Как я говорил ранее...» Этот приём призван дать почувствовать ему, что он перебивает и это нежелательно делать дальше. В некоторых случаях придётся запастись терпением и самому не потерять нить разговора.
4. «Мне всё равно». Такое впечатление, что человек остаётся безразличен ко всему, что ему говорят. Как будто ему нет дела ни до чего.
Если это Вы: сосредоточьтесь на послании, а не на форме. Оставьте вне рамок внешность, манеру говорить и прочие внешние факторы. Смотрите в суть послания.
Если это Ваш собеседник: попытайтесь его «растолкать» - подпустите драмы, какие-то необычные формулировки, жестикуляцию. Задавайте ему вопросы о его отношении к делу, вовлекая его в разговор.
5. «Жизнь =борьба». Такой товарищ всегда готов и к атаке, и к нападению. Вечно недоволен, гордится этим, выражает своё несогласие со всем на свете и обвиняет весь мир.
Если это Вы: дайте время собеседнику на изложение его точки зрения, попытайтесь понять, ведь мотивы поступков всегда позитивны.
Если это Ваш собеседник: отбрасывайте его эмоции, слушайте аргументы — соглашайтесь с ними или нет. Спор с переходом на личности здесь будет деструктивен, обсуждайте суть проблемы, рассматривая её со всех сторон.
6. «Проанализирую это». По его собственному мнению, он замечательно умеет слушать. А также давать советы, высказывать компетентное мнение и быть психоаналитиком. Беда в том, что от него ничего этого не хотят.
Если это Вы: может показаться странным, но люди не всегда рассказывают о своих проблемах, чтобы услышать совет. Чаще они хотят просто высказаться. При обсуждении своих проблем собеседник видит возможность взглянуть на них со стороны. Расслабьтесь и просто слушайте.
Если это Ваш собеседник: хорошо бы с самого начала намекнуть ему, что совет Вам не нужен.
Идеальный слушатель:
1. Даёт высказаться собеседнику и не перебивает.
2. Задаёт вопросы по ходу рассказа, чем показывает свою вовлечённость.
3. Иногда перефразирует мысль собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что правильно понял.
4. Ставит себя на место собеседника, искренне пытается понять его точку зрения.
5. Не отвлекается от разговора.